А.Ю. Алексеев
«Старшие» келермесские курганы.
1. Один из ключевых памятников эпохи скифской архаики — Келермесский могильник — неизменно связывается исследователями с событиями скифских походов в Переднюю Азию в VII в. до н.э. Надёжным подтверждением этому служат многочисленные находки предметов ближневосточной торевтики в курганах Келермеса. При этом нередко считается, что практически в каждом из шести раскопанных Д.Г. Шульцем и Н.И. Веселовским курганов были найдены такие предметы.
2. После работ, проведенных в 1980-1990-х гг. Л.Г. Галаниной, Г. Коссаком, И.Н. Медведской и др. утвердилось представление о существовании «старшей» (курганы, раскопанные Н.И. Веселовским) и «младшей» (курганы, раскопанные Д.Г. Шульцем) групп келермесских курганов, отразивших два хронологических этапа роста этого небольшого могильника в рамках или первой половины — середины (Галанина, 1983; Kossack, 1987; Медведская, 1992), или середины — второй половины VII в. до н.э. (Галанина, 1997; Алексеев, 1992; 2003). В настоящее время анализ топографии могильника не только подтверждает выделение двух групп курганов, но и даёт основание для вывода о существовании двух цепочек скифских курганов, одна из которых, ранняя, была «встроена» в курганный могильник эпохи бронзы (два кургана, раскопанные Н.И. Веселовским), а вторая, поздняя, была сооружена рядом и параллельно основной линии курганов могильника (три кургана, раскопанные Д.Г. Шульцем). Местоположение кургана 1 Д.Г. Шульца остаётся до сих пор не установленным.
3. Присутствие в комплексах «старших» курганов собственно предметов, изготовленных в Передней Азии, а также некоторых переднеазиатских традиций (в кургане 31=2 Веселовского это может быть серебряный наконечник / подток рукояти секиры и характер украшения некоторых конских уздечек, а в кургане 27=1 Веселовского — конские фалары с перегородчатой инкрустацией: Галанина, 1991), не является в настоящее время совершенно очевидным, т.к. не исключён собственно скифский характер этих изделий. В то же время, безусловные ближневосточные изделия, датирующиеся VIII-VII вв. до н.э., были найдены во всех курганах, раскопанных Д.Г. Шульцем.
Учитывая отличия в составе сохранившихся вещевых наборов, данные археологической хронологии древностей, синхронных келермесским, — датировка по античному керамическому импорту временем ок. 600 г. до н.э. к. 16 могильника Новозаведенное II (Петренко, Маслов, Канторович, 2000. С. 246), близкого, вероятно, по времени кургану 24=3/4 Шульца, — и радиоуглеродную датировку образцов из двух келермесских курганов (к. 2 Веселовского — 810-540 саl. ВС, и к. 3 или 4 Шульца — 760-390 саl. ВС), можно высказать предположение, что «старшие» курганы Келермеса были сооружены ещё до начала переднеазиатских походов скифов, т.е. ранее начала 670-х гг. до н.э. (при этом не исключается VIII в. до н.э.), тогда как «младшие» курганы — или после возвращения на Северный Кавказ скифов поколения царя Бартатуа в середине VII в., или скифов царя Мадия в самом конце VII в. до н.э.
4. Комбинированная радиоуглеродная дата самого раннего келермесского кургана 2 Веселовского (2556±24 ВР) чрезвычайно близка датам трёх других эталонных памятников древнескифской эпохи (Евразия… 2005), относящихся при этом к различным культурно-историческим вариантам (раннескифскому, предскифскому, «новочеркасскому») и к удалённым друг от друга географическим зонам: кургана 15 могильника Стеблев в Приднепровье (2577±25 ВР), п. 3 Большого Гумаровского кургана в Южном Приуралье (2564±26 ВР) и кургана Уашхиту в Закубанье (2540±35 ВР). Эти данные надёжно свидетельствуют об одновременном существовании в Восточной Европе в VIII-VII вв. до н.э. носителей разных по происхождению этнокультурных традиций эпохи ранних кочевников.
(9/10)
наверх
|